Дом Э.А. фон Беренса

Усадьба потомственного дворянина коллежского асессора Эдуарда Андреевича фон Беренса была построена в 1871 году архитектором М.А. Фидлером. В 1892 году владение, занимавшее участки 5 и 7 в Гусятниковом переулке,  числилось за Э.А. Беренсом, а в 1905 году усадьбу перестроили под училище по проекту Н.Н. Благовещенского. В 1914 году Э.А. Беренс был собственником усадьбы. Здесь же жила его жена Эмма Ивановна фон Беренс. После революции дом был национализирован и отдан под коммунальные квартиры. В 1920-х годах в одной из коммунальных квартир этого дома жил будущий кинорежиссер Григорий Львович Рошаль. Серьезный урон был нанесен усадьбе в 1960-х годах, когда срыли ее левый корпус в угоду швейцарскому посольству.

gallery/img_3894_1-7154

Работы по реставрации сруба здания были нами начаты в марте 2016 года. Состояние сруба позволило восстановить конструкции не прибегая к разборке. Основная часть поражений приходилась на уровень перекрытий из-за протечек кровли. Нашей организацией были проведены сложные инженерные работы по вывешиванию сруба с применением системы "лифтинг", и заменены гнилые бревна сруба, балки, стропила и плахи перекрытий. 

gallery/img_4217-6378

Сруб здания выполнен из оцилиндрованных вручную сосновых бревен со средним диаметром 26-28см. Естественный сбег бревен частично сохранялся. На вершине 26см, а на комле 28см при длине бревен 5-8м.

gallery/img_4208-2799

При монтаже системы "лифтинг" важно избежать нежелательных деформаций неизбежно возникающих между поднимаемой и статичной частями здания. 

gallery/img_4230-2457

Один из углов сруба пострадал от протечек больше других.

gallery/img_4272-1983

Замена нижних венцов представляет наибольшую сложность, поскольку требуется вывесить значительную часть сруба, а некоторых случаях все здание целиком. 

gallery/004-1121

Угол здания подвергавшийся протечкам на протяжении многих лет. Для восстановления конструктивной способности стен потребовалась полная переборка угла на высоту всех 20 венцов. 

gallery/006-1867

Местами протечки привели к необходимости заменять балки и накат перекрытия. Балки выполнены из бревен диаметром 36см. а накат из более тонких плах. 

gallery/002_1-2065

Верхние бревна сруба заменялись после разборки кровельного покрытия, обрешетки и стропил. 

gallery/011_1-5204

Конструктивной особенностью этого здания является клееная обшивка по деревянным маякам. Из трех досок склеенные щиты на "гладкую фугу" с калевками по краям, образующими руст на фасаде здания. Маяки выполнены из тонких бревен и закреплены к срубу с помощью кованых скоб. 

gallery/img_7765-5192

При реставрации обшивки максимально использовались старые доски. 

gallery/022_1-8888

Отступлением от старых технологий стала покраска обшивки. Если в XIX века доски красились на месте после крепления наличников и декора, то при реставрации готовые щиты были окрашены в цехе. 

gallery/img_8124-4252

Крепление щитов обшивки производится гвоздями. Шляпки гвоздей во избежание коррозии закрашиваются краской отдельно. 

gallery/img_8710-4246

Применение традиционных для России строительных материалов при стилизованном копировании классических архитектурных образцов породило много интересных памятников архитектуры  XIX века.

gallery/img_9895-1659

Нам удалось восстановить несущую способность стен, перекрытий и стропильной конструкции. Наружная обшивка с частичным использованием старых досок восстановлена в первозданном виде с точным повторением профилей элементов декора.

К сожалению, отсутствие комплексного подхода при реставрации этого уникального памятника архитектуры привело к непоправимым утратам внешнего облика здания и его внутреннего убранства. Косяки окон и дверей были под давлением заказчика безжалостно выпилены другими субподрядчиками и заменены новыми с установкой стеклопакетов без переплетов. Это решение уродует здание, противореча исторической достоверности и идее сохранения памятника архитектуры. Деревья, посаженые напротив главного ризалита фасада уничтожают целостное  восприятие здания и исторический курдонер.